Как стало |
Как было |
Стандарты обеспечивают вариативность содержания ООП – закрепили три способа, как этого достичь:
– сочетать различные учебные единицы – предметы, курсы, модули; – вводить углубленное изучение предмета; – разрабатывать ИУП |
Не устанавливали вариативность программ, не закрепляли конкретные способы. Однако школа могла изменять содержание ООП по собственному усмотрению. Исключение – обязательные требования, их менять нельзя |
Уточнили и расширили требования к результатам освоения программы по всем видам – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю ОРКСЭ. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин |
Требований к результатам было меньше |
Унифицировали содержание пояснительной записки ООП. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. На уровне ООО добавили общую характеристику программы. Для обоих уровней заменили подходы к формированию ООП и задачи реализации на механизмы реализации программы |
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО |
Унифицировали требования к рабочим программам. Они формируются с учетом рабочей программы воспитания и содержат указание на возможность использования электронных образовательных ресурсов.
Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно содержат форму проведения занятия |
Не было требований:
– к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; – тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; – формам проведения внеурочных занятий |
На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули.
На уровне ООО заменили некоторые предметы на модули. В предметной области «Математика и информатика» оставили только предметы «Математика» и «Информатика». В математику входят курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Предмет «История» включает курсы «История России» и «Всеобщая история» |
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО стандарт не закреплял предметы и модули |
Закрепили, что изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если есть условия в школе и заявление родителей |
Изучение родного языка было обязательным для всех, а второго иностранного – на уровне ООО |
Изменили объем часов аудиторной нагрузки. ФГОС НОО:
– 2954 – минимум; – 3190 – максимум.
ФГОС ООО:
– 5058 – минимум; – 5549 – максимум.
Уменьшили объем внеурочной деятельности для НОО – до 1320 часов за четыре года |
Объем часов аудиторной нагрузки во ФГОС НОО:
– 2904 – минимум; – 3345 – максимум.
ФГОС ООО:
– 5267 – минимум; – 6020 – максимум.
Объем внеурочной деятельности для НОО – 1350 часов за четыре года |
Изменили структуру содержательного раздела ООП. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Добавили рабочие программы учебных модулей |
Содержательный раздел ООП включал:
– программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; – программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочки на уровне НОО; – рабочую программу воспитания; – программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; – программу коррекционной работы |
Закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на территории школы и за ее пределами |
Норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не было |
Закрепили возможность и правила деления учеников на группы. Теперь образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей |
Норм о делении учеников на группы не было |
Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела.
Для ООО закрепили дополнительные требования. Программа должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей и т. д. |
Рабочая программа воспитания была модульной и включала обязательные разделы. Для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований |
На уровне ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оснастить комплектами специального лабораторного оборудования |
Устанавливали общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны были быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой |
Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме. Дополнительно можно предоставить электронную версию |
Не устанавливали форму учебного пособия |
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не указано |
Была норма о том, что непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться за счет освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года |
Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него добавили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет, объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты |
ФГОС НОО можно было использовать для разработки АООП НОО. Также можно было разработать программу коррекционной работы.
ФГОС ООО также содержал требования к программе коррекционной работы, но их было меньше |